Российский рынок самый перспективный в мире по использованию гражданских беспилотных летательных аппаратов. И главными покупателями здесь будут не силовые структуры, а газовые и нефтяные компании. Однако Россия рискует потерять только зарождающуюся подотрасль, не выдержав конкуренции с зарубежными производителями. В ближайшие годы эксперты предсказывают российскому рынку беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) гражданского и двойного назначения взрывной рост. Причина для России традиционная дураки и дороги . Дураки в смысле дефицит квалифицированного персонала. Дороги в смысле труднодоступность многих объектов и большие расстояния. Кроме того, при наблюдающемся росте цен на горючее транспортировка человека в летательном аппарате становится дороговатой ведь это килограмм 80 лишнего груза. В российских вооруженных силах актуальность беспилотников были вынуждены признать по итогам чужих военных операций вроде Бури в пустыне . И, как еще в прошлом году сообщил главком ВВС России генерал-полковник Алексан др Зелин, прием на вооружение современных БПЛА различных типов, включая ударные, планируется к 2011 году. Гражданские же заказчики к БПЛА только присматриваются, но все с большим интересом ведь беспилотники, отмотав срочную службу , пойдут на дембель . Правда, сферы применения БПЛА на гражданке пока мало отличаются от привычных военных обязанностей. На военной службе тактические комплексы ДПЛА применяются для решения следующих задач: 1) разведка; 2) наблюдение поля боя; 3) ретрансляция радиосигналов; 4) постановка помех , отметил в одной из своих статей главный конструктор НПКЦ Новик-XXI век Николай Чистяков. И в гражданской сфере беспилотники находят применение в похожих областях. Например, британская транспортная полиция осталась весьма довольна испытаниями германской разработки Microdrone. Передвигаясь в автономном режиме, данное устройство способно обеспечивать видеонаблюдение в реальном времени. Транспортная полиция использовала Microdrone для предотвращения краж металла с железных дорог. При этом в ходе испытаний Microdrone был модернизирован на него установили приспособление, выстреливающее специальной жидкостью SmartWater, с помощью которой впоследствии можно отследить перемещения правонарушителя. Похожие шаги предпринимаются и в России. Сейчас на испытании в Челябинской области находится пять беспилотных летательных аппаратов. В ближайшее время, если испытания пройдут удачно, будет решаться вопрос о поставке нескольких новых таких аппаратов , заявил в мае начальник регионального пограничного управления ФСБ России по УрФО Владимир Попов. (В округе спрос на беспилотники породила необходимость охраны горячего участка государственной границы.) Заместитель главы МВД Михаил Суходольский, в свою очередь, недавно заявил, что строящиеся в Сочи олимпийские объекты перейдут под охрану Министерства внутренних дел России. При этом для охраны объектов МВД планирует закупить, кроме вертолетов и комплексов видеонаблюдения, несколько беспилотных летающих аппаратов. А Корпорация Иркут , озвучивая планы на 2008 год, сообщил а, что намерена заключить ряд контрактов на разработку и поставку БПЛА в МЧС России. Кроме того, в планах Иргута заключение контракта с ОАО Газпром на организацию эксплуатации беспилотных комплексов и авиационных средств на постоянной основе по мониторингу нефте- и газопроводов. Реализовывать программу развития беспилотных систем Иркут начала с 2003 года. В настоящее время корпорация предлагает несколько БПЛА различного класса (включая вертолетные комплексы) от двухкилограммового Иркут-2М , созданного на основе аппарата Элерон компании Эникс , до тяжелого Иркут-850 , построенного на основе моторного планера Stemme. Собственно, добывающая промышленность это и есть наиболее привлекательная сфера с точки зрения российских производителей беспилотников. Емкость рынка здесь такова, что способна вывести зарождающуюся отрасль на мировые лидирующие позиции. Напомним, что и возрождение российского судостроения началось именно в силу долгосрочных обязательств российских газовиков и нефтяников по поставкам в другие стран ы. Россия является наиболее перспективным в мире рынком по использованию гражданских беспилотных технологий. На огромной малонаселенной территории России протяженность магистральных нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередач, автомобильных и железных дорог составляет сотни тысяч километров, считает гендиректор Центра делового сотрудничества НефтеГазАэроКосмос , д.т.н., профессор Владимир Еремин. Одной из наиболее приоритетных задач является создание систем мониторинга и дистанционной диагностики технического состояния и охраны этих объектов . При этом в настоящее время мониторинг магистральных газопроводов, нефтепроводов и линий высоковольтных электропередач осуществляется морально и технически устаревшими вертолетами типа Ми-8, Ми-2 и Ка-26 со стоимостью летного часа свыше $2 тыс. Широкому использованию авиационных методов дистанционной диагностики препятствует высокая стоимость авиационных работ и низкая эффективность существующих методов контроля, отметил Еремин. Если и используется специал ьная техника, то, во-первых, это использование исключительно эпизодическое и, во-вторых, эта техника не адаптирована под специфические требования ТЭК . Беспилотники же эту проблему в перспективе вполне могут решить. Конечно, есть и текущие проблемы. В частности, по словам Еремина, для ТЭК не подходят системы наблюдения, которые используются военными. Военные цели контрастны. Это, к примеру, человек, или какая-то техника. Мы же работаем на пределе физических возможностей целевого оборудования, пояснил эксперт в интервью сайту Беспилотная авиация . К примеру, когда мы имеем дело с утечкой из магистрального газопровода, то при размере отверстия в 0,1 мм при залегании трубы на глубине в 1 1,5 м на поверхности происходит температурная аномалия в диаметре 1 м. При этом температура отличается от фоновой на 1-3 градуса. И эту температурную аномалию необходимо обнаружить на фоне тысяч ложных целей. Эти задачи на 1-2 порядка более сложные, чем те, которые решаются в вооруженных силах . Кроме того, не стоит забывать о к онкурентах. Например, как заявил директор израильской корпорации IAI по международному маркетингу в России Роберт Фишер, представители многих российских коммерческих организаций, в том числе и Газпрома , побывали с целью обсуждения возможности использования беспилотных систем и в Израиле. Так что отечественным разработчикам придется постараться, чтобы оказаться конкурентоспособными. Или хотя бы добиться от правительства государственной поддержки зарождающейся отрасли.

Мини-картинка
Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)