Группа международных экспертов в области медицины, работающая на базе исследовательского института в Кливленде (штат Огайо, США) разработала новый препарат, позволяющий защищать людей и животных от облучения высокими дозами радиации. В основе его работы лежит механизм, способствующий образованию раковых клеток. Под действием группы веществ механизм самоуничтожения клетки блокируется, и организм противостоит воздействию радиоизлучения. Как утверждают авторы исследования, новый препарат можно применять для того, чтобы пациенты лучше переносили лучевую терапию, а также для защиты воинских подразделений во время локального ядерного взрыва или при использовании так называемых грязных боеприпасов, содержащих радиоактивные вещества. Препарат настолько эффективен, что позволяет солдатам переживать дозы радиации в 10 раз выше порогового уровня безопасности. В начале своей работы биологи даже и не предполагали, насколько эффективным окажется результат их труда. Первоначальной целью было обнаружение механизма пр отивостояния некоторых раковых клеток химиотерапии. Ученых интересовал вопрос, почему некоторые опухоли не погибают под радиоизлучением. Давно известно, что причиной рака является нарушение биологического механизма самоликвидации клетки, рассказывает один из участников группы исследований, научный сотрудник исследовательского института в Кливленде, наш соотечественник Андрей Гудков. Из-за чего клетки не погибают и беспрестанно делятся. Радиация же, наоборот, таким образом воздействует на ткани, что в них запускается обратный механизм . По сути, клетка убивает сама себя, поясняет РБК daily заведующий отделением лучевой диагностики Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина Борис Долгушин. Под воздействием не только радиации, но и любых химических агентов, таких как температуры, щелочи, кислоты, клетка теряет жизнеспособность. После преодоления некоего порогового уровня она запускает внутреннюю программу самоуничтожения. И это явление получило название апоптосис . Следовательно, если прервать этот процесс, то можно защитить клетку, поднять уровень ее жизнеспособности, заявила РБК daily заведующая отделением лучевой терапии Российского научного центра рентгенорадиологии Росздрава Лия Дьячкова. Но в наиболее запущенных случаях раковые клетки не погибают от радиации. Происходило это из-за ряда химических веществ, вырабатываемых опухолью. Ученым пришла интересная мысль: а не попробовать ли один механизм блокировать с помощью другого? Был разработан препарат на основе ряда протеинов, блокирующий механизм самоликвидации клеток при воздействии на нее экстремальных внешних факторов. Он получил название CBLB502. Лекарство делало клетки невосприимчивыми к радиации. Однако во время использования возникли опасения, что лекарство в долгосрочной перспективе способно значительно продлить клетке жизнь, что приведет к образованию опухолей. Из-за чего пришлось проводить долговременный цикл испытаний на животных. Опыты на мышах и обезьянах показали, что действие препарата прекращается через сутки после его приема, р ассказывает один из авторов работы, Вадим Кривокрисенко. После чего химические вещества в организме распадаются. Следовательно, были приняты рекомендации использовать препарат лишь за 45 минут до облучения. Мыши и обезьяны, которым вводился препарат, выживали даже при смертельных уровнях радиации, хотя их соседи погибали. Через 24 часа следов препарата в крови уже не обнаруживалось . При этом специалистам удалось так подобрать блокирующие вещества, что они не защищают раковых клеток. Это дает возможность назначать CBLB502 при лучевой терапии. Тем самым препарат защищает только здоровые клетки, в то время как опухоль подвергнется серьезному радиоизлучению. По словам ученых, в этом случае даже можно увеличить интенсивность процедур и повысить уровень излучения для более качественной борьбы с болезнью. Одной же из главных областей применения CBLB502 может стать использование в воинских или в спасательных подразделениях. Если бы ликвидаторы на Чернобыльской АЭС имели нечто похожее, то такого количества пострадавш их можно было бы избежать. Другая область применения препарата космическая медицина. Во время долговременных полетов к Луне или к Марсу экипажи кораблей после солнечных вспышек могут подвергаться высоких дозам космического излучения. Защититься от него можно в специальных экранированных отсеках. Использование же нового лекарства позволит сделать эту защиту еще более эффективной. А если учесть, что полет к Марсу может растянуться почти на два года, то наличие противорадиационного лекарства в аптечке у космонавтов явно не станет лишним. Однако применять такие лекарства необходимо до облучения, когда клетки не запустили апоптосис, то есть механизм саморазрушения , говорит Лия Дьячкова. Если лучевая болезнь наступила, то никакие препараты уже не помогут.

Мини-картинка